Россия, Москва
Телефон:
+7 (915) 112-59-.. Показать номер
Пн-вс: 10:00—21:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vk email

Описание и значение бога огня в Индии – Агни

Символизм

В этом божестве олицетворяется огненная стихия. В материальный мир он вносит тепло и свет, разгоняет тьму и становится жертвенным огнем (обычно их разводят для соблюдения обрядовых традиций и ягьи, где Агни становится посредником между божествами и человеком). Но тот огонь, который виден нами в обычной жизни, является лишь грубым проявлением божественных сил. На самом деле, Агни олицетворяет собой чистоту и благочестие, символизирует жизнь и преобразует силу, трансформирует грубость в нечто более утонченное.

Бог огня также может быть духовным жаром Тапасом (саскр. तपस्), который служит для разжигания внутреннего огня и уничтожения негативной энергии. Во время ежедневной практики происходит воссияние силы духа и человек начинает видеть новые грани повседневной жизни, это приводит к духовному росту по символической лестнице саморазвития. В космическом жаре (Тапасе) является тем же самым, что и космогонический принцип («Ригведа», X.190.1).

image Внешнее проявление Агни выглядит как пламя свечи или языки костра — это видимая форма божества, дающая тепло и свет. Просветление внутри сознания является невидимой, но осязаемой формой Агни, суть которого лежит за пределами материальной действительности.

Благостный аспект божества проявляется в форме заступничества от бед и несчастий. Он способен дать человеку различные блага. Негативный аспект Агни можно увидеть в его сжигающей, уничтожающей энергии, как у Рудры (ведическое божество, персонифицирует гнев, ярость). Но в божестве все-таки больше преобразующей силы, энергии, которая может «воскресить».

Всего известно пять форм стихий:

  • «джала» (ап) – вода;
  • «притхиви» — земля;
  • «вайю» — воздух;
  • «теджас» — огонь;
  • «акаша» — эфир (пространство).

Огонь в колоде «Таро Тота»

Аркан XX («Эон»).

В «Таро Тота» стихии Огня соответствует карта XX аркана, «Эон»; это вариация на тему телемитской Стелы Откровения, по-средством которой было получено учение Нового эона. Алистер Кроули соотносил эту карту с очищающим и освящающим огнем и связывал ее с наступлением новой эпохи в истории человечества. (Стоит напомнить, что в прежних системах Таро на этой карте изображался Страшный Суд.)

Рыцарь Жезлов.

Буква Шин, соответствующая аркану «Эон», — это не просто стихийный Огонь, но первотолчок, начало индивидуализации, та энергия трансформации, которая преобразует человека и побуждает его идти по духовному пути.

Из мастей Таро к Огню относятся Жезлы. 10 числовых карт Жезлов прослеживают всю эволюцию стихии Огня от ее семени, или идеи (Туз Жезлов — «Корень сил Огня»), до ее падения в материю (Десятка Жезлов — «Угнетение»). Как пишет Кроули, «эта карта обозначает Силу, оторванную от своих духовных истоков» .

Из рангов Таро к Огню относятся Рыцари. Таким образом, самая огненная из придворных карт — Рыцарь Жезлов, олицетворяющий огненную часть Огня.

Верховный бог

Бог в ведической религии имеет собирательный образ. В отличие от других религиозных культур, в ведах четко говорится о том, кто такой Бог и какие проявления он имеет.

Первое, самое доступное для понимания проявление — Абсолют. Это совокупность всего сущего. Того, что можно видеть при помощи чувств и того, что не проявлено. На санскрите это божественное выражение называется Брахманом.

Второе проявление — это сверхдуша или сверхсознание. На санскрите называется параматма, что в переводе означает Высшая душа. Согласно писаниям, сверхсознание действует в мире материи и входит в каждый атом. Сердце каждого живого существа пронизывает это божественное сознание. Поэтому существует афоризм о том, что Бог в сердце человека и, чтобы обрести Его, нужно заглянуть внутрь.

Третье проявление Божественного сознания — это Его личностное выражение. Верховный Господь. В этом облике Абсолют наслаждается, являя миру множество удивительных и прекрасных игр. Священные писания говорят, что личностным проявлениям Абсолюта нет числа, подобно волнам на поверхности океана.

Воплощение Солнца на Земле: Агни

В Древней Индии существовала религия, базирующаяся на священных книгах – Ведах, согласно которым человек должен был поклоняться природе во всех ее проявлениях. При этом самым чтимым был бог солнца и света, Сурья, и его земной прообраз – ведический бог огня, Агни. Почетом и уважением пропитано имя этого духа. Юному и могучему защитнику всего народа были посвящены многочисленные гимны, число которых уступает лишь хвалебным песням во славу Индре, богу-громовержцу. Подобная привязанность и любовь объяснялась прежде всего верой людей в то, что Агни денно и нощно стоит на страже их спокойствия, охраняя от коварных повелителей ночи и ратуя за достаток пищи и материальных благ в доме каждого.

Этот бог покровительствовал домашнему очагу, даровал очищение и священный огонь для ритуалов жертвоприношения, которые были призваны задобрить остальных божеств. Он уничтожал все злое и считался самым сострадательным из всего пантеона ведической религии. Агни была отведена важная роль посредника между людьми и богами, между небом и землей, роль благосклонного к простым смертным вестника, готового порой разъяриться и истребить близлежащие леса в очередном эмоциональном порыве.

Божественные инкарнации

В ведической литературе описывают несколько воплощений Верховного повелителя в мире материи. Каждое воплощение Его имело определенные цели и гармонично вписывалось в план божественной игры. Вот некоторые из них:

  1. Нарасимха дева. В облике человека-льва он пришел защитить своего преданного — мальчика Прахлада. Его отец Хираньякашипу был могущественным демоном, который захватил трон царя богов. В ведической культуре того времени было принято поклонятся Богу Вишну, что и делал 5-летний Прахлад. Однако отец не мог смириться с религиозностью сына и предпринял множество попыток его убийства. Господь оберегал мальчика, а в конце избавил мир от грешника Хираньякашипу, разорвав его когтями.
  2. Вьяса дева. Воплощение Господа в облике мудреца. Он явился в начале эпохи Кали и разделил единую веду на 4 части: Ригведу, Яджурведу, Самаведу, Атхарваведу. Это было сделано для людей нынешней эпохи, не обладающих хорошей памятью и сообразительностью. Также он написал эпос о божественном воплощении Кришны — Махабхарату.
  3. Господь Будда. Он пришел, чтобы разрушить авторитет ведических текстов, предписывающих людям совершать жертвоприношения животных. Тем самым он провозгласил высшей ценностью — ахимсу (непричинение вреда живым существам).
  4. Господь Рамачандра. В облике праведного царя, Господь показал пример того, как нужно выполнять свой долг.
  5. Господь Кришна. Явил прекрасные детские и юношеские игры с жителями Вриндавана, любившими Его больше жизни.
  6. Калки-аватар. Верховный Господь, который явится в конце эпохи Кали на белом коне и уничтожит тех, у кого нет шансов на исправление, тем самым подготовив мир к возрождению нравственности.

Время разрушать и время созидать. Вулкан

Вулкан, бог огня в римской мифологии, полностью соответствовал Гефесту из Эллады, с небольшими отличительными особенностями. Хромота на обе ноги была дарована Вулкану не от природы, а в результате ярости отца, Юпитера, который в бурном всплеске эмоций скинул нерадивого сына с небес. Этот повелитель пламени, как и другие боги огня, был мастером в кузнечном деле и с успехом ковал молнии для своего вспыльчивого родителя, а также доспехи и оружие для остальных богов в недрах вулкана Этна в Сицилии, где ему помогали золотые женщины и циклопы. В отличие от других богов огня, Вулкану приписывались оккультные способности, благодаря которым он мог отсрочить грядущее на ближайший десяток лет. Кроме того, бог огня в римской мифологии вошел в историю благодаря одноименному празднику Вулканалию (23 августа), во время которого он восхвалялся как защитник от возможных пожаров, покровитель ремесленников и ювелиров.

Восходящая и нисходящая энергия Шакти

Особое внимание следует уделить вопросу о прохождении жизненной силы через физическое тело человека. Основная масса энергии, которую использует каждый из нас, движется снизу вверх (восходящий поток). Таким образом, внутри тела используется своя собственная энергия, с помощью которой человек способен улучшить свою реальность путем физической активности (возникает желание что-то сделать, начать разговор и т

д.) Люди взаимодействуют друг с другом, находясь в постоянной коммуникации. При этом события меняются очень быстро

Таким образом, внутри тела используется своя собственная энергия, с помощью которой человек способен улучшить свою реальность путем физической активности (возникает желание что-то сделать, начать разговор и т. д.) Люди взаимодействуют друг с другом, находясь в постоянной коммуникации. При этом события меняются очень быстро.

Бывает такое, что желания очень долго не исполняются. От момента зарождения идеи до начала ее реализации может пройти много времени и потребуются дополнительные усилия

Все дело в том, что многие люди не уделяют должное внимание еще одному энергетическому потоку, который движется в обратном направлении (сверху вниз). Это нисходящий поток и он связан с силой Шакти. В основе движущей силы такого потока лежит энергия принятия

Иногда ее еще называют энергией отдачи. Работает он просто: нужно научиться хотя бы иногда расставаться со своими внутренними диалогами и тревожными мыслями, отдавая (отпуская) их в пространство вне себя

В основе движущей силы такого потока лежит энергия принятия. Иногда ее еще называют энергией отдачи. Работает он просто: нужно научиться хотя бы иногда расставаться со своими внутренними диалогами и тревожными мыслями, отдавая (отпуская) их в пространство вне себя.

image

Вопрос: В Индии люди совершают Арати перед гуру, фотографией бога или его идолом. Затем они проводят руками вокруг лампы, а потом касаются руками своих глаз или головы. Зачем они это делают? Меняется ли что-то в огне после Арати?

Садхгуру: Дело не в том, что огонь меняется. Просто если некая форма излучает определённую энергию, и вы хотите прикоснуться к ней, но не знаете как, или у вас нет возможности, то огонь — хорошее средство, чтобы свести вас вместе. Как мы уже говорили, существует много способов использования огня для установления связи. Ни одна свадьба в Индии не обходится без огня, потому что он используется как связь, объединяющая людей.

Без огня невозможно установить никакого союза: ни физического, ни эмоционального, ни духовного. Если некая форма, будь то изображение или божество, излучает определённую энергию, то огонь является хорошим средством, чтобы сделать себя доступным для неё. Вы увидите, что, если люди находятся в храме Линга Бхайрави, они совершают арати с огнём, чтобы установить с ней связь. Дело не в том, что она не может установить связь без огня — она может, но это делается для того, чтобы сделать вас более восприимчивыми к этому. Акаш вокруг огня, горящего возле божества, приобретает качество Божественного. Поэтому, когда вам подносят его, вы не опускаете руку в огонь; вы лишь берете Акаш вокруг него и прикладываете к глазам, или к макушке головы, или к сердцу. Вы пытаетесь взять какую-то частицу Божественного для своей пользы, взять его и сделать частью себя. Весь процесс Арати работает в этом направлении. Всё это может помочь человеку постепенно развить свой собственный огонь.

Крылатый пёс Семаргл

Почему же Огнебог Семаргл объединяет в себе образы пса и орла? Вероятно, изначальный образ этого божества являл собой исполинскую вещую птицу, огненным пламенем сияющую, однако впоследствии к этому образу добавились черты собаки. Семаргл — бог огненной стихии, ведающий все тайны мира, проводник по Пути эволюционного восхождения. Именно образ сопровождающего хранителя и защитника, преданного спутника, скорее всего, и породил образ собаки, верно следующей рядом и охраняющей от всякого недоброжелателя.

Изображения крылатой собаки встречаются на браслетах-наручах среди находок XII–XIII вв., которые предположительно являются защитными оберегами от зла и порчи. В русском прикладном искусстве (XI–XII вв.) есть много изображений птице-собак в окружении растительных орнаментов.

Лакшми

Индийский бог богатства имеет женское начало. Лакшми — супруга и активная энергия Вишну. Она обладает четырьмя руками, которые символизируют правильные цели в жизни человека:

  • Дхарма;
  • Кама;
  • Артха;
  • Мокша.

Лакшми является богиней удачи, богатства, красоты и молодости.

В индийском эпосе «Махабхарата» описывается рождение богини. Однажды демоны и боги взволновали первобытный Молочный океан. Брахма и Вишну попытались успокоить бурные воды. Тогда из океана появилась Лакшми. Она была облачена в белые одежды и излучала красоту и молодость. На изображениях Лакшми обычно стоит или сидит на большом цветке лотоса. В ее руках голубой или розовый цветок и горшок с водой. Две другие руки благословляют верующих и осыпают их золотыми монетами. В храмовых декоративных скульптурах Лакшми изображается вместе со своим супругом Вишну.

image

Ссылка на основную публикацию
Похожее